Вопрос поиска руководителя в отдел продаж, встаёт перед собственниками не так часто, как подбор менеджеров по продажам.
Причём по разным причинам.
Часто в стартапах, например, РОПа выращивают самостоятельно.
Но когда появляется необходимость его найти, магическим образом возникают тысяча и один вопрос:
Как же всё-таки нанять “того самого” руководителя?
Как решиться доверить ему процессы?
Куда смотреть при подборе?
Представим, что вы всё-таки решились — действуем.
Определяем портрет кандидата
1) РОПы-многоручки. Это ребята, которые берут полную ответственность за свой отдел.
И стратегию выберут, и план продаж выполнят, с маркетингом и продуктовой командой поработают.
По сути – они потенциально хорошие коммерческие директора.
2) РОПы-тимлидеры.
С рекламой они не очень дружат, зато с менеджерами по продажам – да)
2-3-5 мопов для них – идеальная команда для достижения результатов.
Они погружаются в процесс и самостоятельно продают, но не работают с бюджетом.
Скажешь им прикатить в ОП 10 бочек мёда к 9 утра – с радостью сделают!
Оба портрета хороши, просто каждый со своими обязанностями, инструментами и зоной ответственности.
Именно поэтому лучше на старте понимать, кого именно будем искать и почему, а уже после – составлять чек-листы по подбору.
Кстати на этапе старта подбора вам придётся столкнуться со “всемогущими” кандидатами.
И это не многоручки.
Это те, которые говорят: «всё умею, ведь я работал в крупных компаниях»
А на самом деле лучше каждого кандидата 7 раз проверить, прежде чем брать их руководить даже маленьким отделом продаж
Иногда “всё и сразу” просто не нужно.
Определитесь с важным функционалом в очерченной зоне ответственности. Обозначьте его кандидату и сканируйте своего потенциального ропа важными для вас вопросами, не забывая про необходимость референсов.
А если размер отдела продаж аж до 20 человек.
Здесь появляется развилка “кто нужен больше?”: РОП или ТимЛид.
Скорее всего вам нужен ТимЛид, если ваш портрет кандидата выглядит так:
умеет точно ставить краткосрочные цели;
знает, как мотивировать сейлов;
параллельно продаёт сам.
Почему не РОП? Потому что у РОПа в бизнесе такого масштаба не будет времени на личные продажи (ну или будет ооочень мало времени и только на поддержание продаж сейлов топовым клиентам).
Но, если портрет кандидата выглядит так:
ставит долгосрочные и краткосрочные цели отделу;
отвечает за отчётность;
отвечает за бюджетирование отдела;
нет личных продаж.
- тогда бы поиск повернулся именно в сторону руководителя отдела продаж, ведь подобные задачи для него подходят.
Получается, что обязанности РОПа в среднем отделе продаж практически сжимаются до бюрократических. Его ответственность повышается, а под крыло попадает большая команда.
Кроме отдела с продажами, он также коммуницирует с маркетинговой командой и другими подразделениями.
С портретами определились. Куда дальше?
— На интервью — рассматривать под микроскопом управленческий опыт) Но об этом уже в следующем посте)
А на какие навыки вы ориентируетесь, при составлении портета РОПа? У нас вот есть большущий чек-лист, чтобы ничего не упустить. Ну и напоминашка про гайд, на всякий случай :)